Недалеко от Минска на бывшем военном полигоне проходят испытания эстакадного транспорта. Для него не нужны дороги, водители и бензин. Рельсовые беспилотники ультрасовременного дизайна движутся почти бесшумно над землёй, неизменно привлекая внимание местных жителей. Нам выпала возможность протестировать такую машину – 48-местный юнибус U4-220. Сегодня это один из самых вместительных электрических беспилотников в Европе.
Ставка на экологию
Приехав в ЭкоТехноПарк компании UST Inc., трудно поверить, что это бывший танковый полигон. Вместо песка, перемешанного с соляркой, – зелёный ковёр из травы, множество плодовых деревьев. Совсем не похоже на полигон для испытаний комплексов uST. Однако здесь представлены практически все виды трасс и конфигурации беспилотных рельсовых электромобилей.
Посреди зелени высятся лёгкие опоры, на которых натянуты стальные канаты. Это рельсо-струнная эстакада – трасса для транспорта компании, который называют юнимобилями.
Чтобы проехаться на юнибусе, поднимаемся на станцию, которая вместе с беспилотным электромобилем и эстакадой образует транспортно-инфраструктурный комплекс uST.
«А вот и транспорт», – показывает сопровождающий нас начальник управления подвижного состава Алексей Водопетов на въезжающий на станцию юнимобиль.
В этот момент с тихим шелестом появляется большой подвесной автобус. Даже вспомнился знакомый всем с детства сочленённый Икарус – по крайней мере, таким может показаться обывателю юнибус U4-220.
Только, в отличие от привычного автобуса, который можно встретить на улице, эта модель не гремит, не скрипит, не выпускает поток выхлопных газов.
Пол с подогревом и другие удобства
Первое, чем удивляет интерьер юнибуса, – большая площадь остекления. То есть из салона видно абсолютно всё! С учётом того, что поездка проходит на высоте в несколько метров, в окна стоит смотреть.
Само остекление выполнено из прозрачного, затемненного монолитного поликарбоната толщиной 4 мм, а это значит, что внешние наблюдатели пассажиров не увидят. Удобно тем, кто не переносит чужого внимания.
Как объяснил Алексей Водопетов, листы поликарбоната вклеены непосредственно в каркас кузова и придают ему дополнительную жёсткость.
Внутри юнибуса U4-220 довольно комфортно – просторно, в начале и в конце модуля есть мягкие сиденья на 8 человек. Остальные места – стоячие. Учитывая, что юнибус едет очень плавно, не раскачиваясь, не нужно расстраиваться, если вам не досталось сидячее место.
Все элементы корпуса подогнаны плотно, поэтому зимой можно не беспокоиться из-за пронизывающего ветра из всех щелей. Ещё юнибус оборудован кондиционером и, внимание, тёплым полом! Последнее редко встретишь в общественном транспорте.
Особенно ценно такое преимущество зимой. Посадка в юнибус происходит на закрытой от непогоды тёплой станции. Можно заранее снять верхнюю одежду, а благодаря полу с подогревом и обувь подсохнет.
Подвеска как в бизнес-классе
Тем временем юнибус практически незаметно трогается с места. Непривычно, что, кроме пассажиров, в транспорте никого нет – машиниста заменяет автоматизированная система управления, а дополнительно ситуацию контролирует диспетчер.
Едет машина очень мягко – в этом заслуга специальной двухступенчатой пневматической системы. Никакой тряски, как в обычном автобусе или трамвае.
Но, в отличие от того же трамвая, юнибусу не нужно постоянное электричество – он работает от собственного накопителя энергии, зарядки которого хватит на 200 км пути, и нет опасности при отключении электричества застрять на линии и куда-то не доехать.
По словам Алексея Водопетова, U4-220 может перевозить пассажиров со скоростью до 150 км/ч. При этом расход энергии около 32,5 кВт∙ч/100 км. Много это или мало?
Стоит сравнить с Tesla Model X и Model Y, которые тратят на 100 км около 23–25 кВт∙ч. При этом в Tesla помещается 4–5 человек, а в U4-220 – все 48.
По сравнению с автомобилем юнибус также оснащается системами ABS/ASR, предотвращения столкновений, технического зрения и даже индивидуального спасения.
Тишина в салоне
Редкие наушники с шумоподавлением могут помочь, если читать книгу в вагоне метро или поезда. Но к юнибусу это не относится. Первое, что приятно удивляет, – тишина внутри. Разве что слышится лёгкое гудение от работающих электрических приборов и еле уловимо – стук колес.
Как рассказали в UST Inc., уровень внешнего шума юнибуса U4-220 – 75,5 дБА, а внутреннего – от 76 до 78 дБА.
Для сравнения: внешний шум метрополитена при движении поезда в тоннеле составляет от 90 до 100 дБА, внутренний – 95 дБА. Шум на станциях при разгоне и торможении состава – 80 дБА.
Внешний шум трамвая при движении по путям на щебёночной засыпке со скоростью 60 км/ч составляет 86 дБА. Если между рельсами асфальтовое покрытие, то шум достигает 91 дБА. Шум внутри трамвая – от 83 до 84 дБА при скорости 45 км/ч.
В итоге разница в шуме между метро, трамваем и юнибусом составляет 20 дБА. Если же перевести эти цифры с инженерного языка на простой, то внутри рельсового беспилотника uST в 10 раз тише, чем в метро или трамвае.
Машина не нужна
Небольшая тестовая трасса пролетела незаметно. Юнибус мягко остановился на станции и автоматически открыл двери. Первая мысль – было бы неплохо так доехать до самой редакции. Комфортно, без пробок и в тишине.
U4-220 вполне может стать альтернативой не только городскому, но и личному транспорту. Быстро, без пробок он доставит пассажира в любую точку города, при этом будет время сделать множество классных фото для инстаграма с высоты десятка метров. Разве не весомый аргумент в пользу отказа от личного транспорта?