Свой бизнес у молодых людей сегодня – не редкость. Но как стать успешным, если ты выбрал сферу, где много конкурентов? Быть честным к клиенту и качественно выполнять свою работу — основные подходы, которых нужно придерживаться, считает руководитель маркетингового агентства «Время первых» Артём Колос. Узнали у молодого предпринимателя, каково было открыть бизнес в 19 лет, обучаясь на 1 курсе юрфака, какие риски и опасения возникали при выборе ниши, которая, как оказалось, далека от юриспруденции.
Артём решил открыть свой бизнес в 2020 году, когда заканчивал 1 курс юрфака и параллельно работал в одном из известных банков в нашей стране:
— Приходя домой и падая на кровать от усталости, отдавая кучу сил и нервов за небольшую оплату моего труда, я понял, что так больше не может продолжаться. В моей ситуации, обучаясь параллельно в университете, я видел один выход – открыть своё дело. Так я смог бы распределять своё время между учёбой и работой, а позже — выйти на приличный доход.
Выбор сферы занял довольно большое количество времени. Я остановился на разработке сайтов.
— Почему именно данное направление?
— На самом деле, по нескольким причинам:
1) большое количество практических материалов в интернете для получения соответствующих навыков;
2) нужны минимальные вложения на старте;
3) оплата услуг зависит исключительно от навыков, и разбежка в ней колоссальная;
4) актуальность ниши, в наше время не один бизнес не сможет работать на полную, не продвигая себя в интернете;
5) легко совмещать с учебой, т.к. срок на разработку подбираешь сам в соответствии с прочей занятостью.
— Какие услуги оказывает ваша компания?
— На данный момент мы работаем по нескольким направлениям: разработка сайтов, SEO продвижение, настройка рекламы, внедрение CRM Bitrix24.
— Сколько проектов у вас уже за плечами?
— Так с ходу я не скажу, но уже больше сотни точно.
— Какие риски и опасения были у вас при запуске проекта?
— По моим подсчётам, риски были минимальными. Это не «товарка» или другая ниша, где есть серьёзные начальные траты.
А вот опасений было много: «где мне найти клиентов», «как правильно вести документацию», «а точно ли я ещё не слишком молод для этого, ведь придётся общаться с людьми в возрасте 30-50+, будут ли они воспринимать меня всерьёз». Пройдя уже начальные этапы и открыв ИП, разговаривая с потенциальными клиентами, я постоянно обдумывал весь функционал, думал: «точно ли я его потяну, стоит ли вообще за такую работу браться». Мне кажется, что такие опасения на старте у многих и есть те, кто сдаются раньше времени, но пройдя через все это, через первые пару месяцев стало значительно проще работать и получать от этой работы удовольствие.
— С какими трудностями пришлось столкнуться?
— Основные трудности были в том, что не было портфолио, которое очень важно при выборе подрядчика на разработку, поэтому со старта приходилось ставить цены на работу ниже, чем они есть на самом деле. И для большей уверенности клиента нужно было работать с оплатой по факту выполненных работ.
После прохождения определенного количества курсов, я, как и многие, на энтузиазме думал, что всё знаю, но это не так. Со старта каждый проект учил чему-то новому.
— А сколько вложений потребовалось при запуске?
— Около 300-400$.
На данный момент есть траты только на офис, в основном все новые клиенты приходят по рекомендациям, поэтому нет необходимости как-либо вкладываться в сторонние источники трафика. Если работать честно и качественно, то клиент – лучший «продажник». Но мне нужно было 3 года, чтобы люди начали сами обращаться и рекомендовать меня.
— Кто ваш среднестатистический клиент?
— Это бизнесмен в возрасте от 30 до 50 лет, у которого на данный момент имеются проблемы в интернет-маркетинге, нет достаточного количества клиентов, сайт разрабатывался лет 10 назад и устарел, либо это тот, кто тестирует новое направление имеющегося/нового бизнеса.
— Какие основные сложности появляются сегодня при работе с клиентами? Это связано с выявлением их потребностей?
— Зачастую клиент думает, что ему лучше известно, как должен выглядеть сайт и даёт правки, которые объективно делают его хуже. Но это частое явление и с этим ничего не поделаешь, остаётся только по максимуму обосновывать, почему должно быть не так, но, как правило, многие не слушают.
Сейчас, когда весь процесс работы с клиентами налажен, проблем с выявлением потребностей почти нет, нужно просто чётко разбить по этапам свою работу и под каждый этап составлять соответствующий акт и закреплять его. При разработке сайта есть несколько этапов:
- Прототипирование (составление черно-белого макета сайта со всеми текстами, блоками, продуманной структурой страниц);
- Отрисовка дизайна, логотипов, брендбука;
- Разработка.
Если идти с клиентом чётко по всем этапам, вносить его правки, то на момент, когда начинается сама разработка, у клиента есть четкое представление, что он получит и что ему ожидать. Работая таким образом, за всё время были проблемы только с одним клиентом, который после завершения всей разработки и согласовании всех этапов начал давать правки, которые в корне меняли сайт и весь дизайн в целом. Он даже отказался оплатить оставшуюся часть работ, но от такого никто не застрахован, такие люди найдутся всегда, даже если продумывать всё до мелочей.
— Какие советы можете дать коллегам «по цеху»? А клиентам?
— Опытным коллегам мне советовать нечего, думаю, всё что я рассказал не станет для них чем-то новым. А вот молодым начинающим ребятам хочу сказать: если вы выбираете этот путь, со старта вам будет очень нелегко, и чем раньше вы начнёте, тем проще будет, т.к. необходимые навыки для захода в эту нишу растут с каждым годом, а главное — никогда не думайте, что вы знаете всё, не переставайте развиваться профессионально, ведь всегда есть куда расти.
А клиентам могу посоветовать больше доверять разработчикам. Не всегда следует искать самую низкую цену, ведь зачастую она пропорциональна результату.