Препятствия только в нашей голове. Границ для продвижения нет, считает художник по костюмам, креативный дизайнер-модельер модного бренда SHAMS Шамс Ходыко. О том, как важно, чтобы твои модели заметили известные артисты, почему пришлось закрыть салон в торговом центре и как выручает творческий подход, если нет бизнес-плана – в интервью PRODELO.by.
– Шамс, расскажите, как у вас возник интерес к моде?
– Интерес зарождался с самого детства, хотя я ещё этого не осознавала тогда. Меня просто невероятно завораживали костюмы фигуристок и гимнасток под куполом цирка. В школе нравилось примерять карнавальные, театральные костюмы и делать добрые пародии на артистов эстрады. На сцену меня тянуло не за славой и большими заработками. Манил блеск костюмов. В то время было модно увлекаться восточными танцами и сериалами. Тогда и возникло желание примерить такой костюм. Он был очень дорогой – ручной работы. Позволить себе купить такой не могла, поэтому решила попробовать пошить сама. Применила фантазию, подобрала цвета и начала шить. В итоге получилось очень неплохо. Творчество во мне жило всегда. Любила создавать искусственные цветы и собирать необычные букеты из живых цветов. Мне нравится ходить на концерты и удивлять артистов своими букетами. Это уже превратилось в хобби. Когда-то мне даже вручили диплом инструктора-общественника. Мне нравится создавать красоту и радовать своим творчеством.
– В какие цели вылились ваши увлечения?
– Однажды возникла мечта открыть свадебный салон. Она осуществилась не сразу. Все-таки этот бизнес требует немалых вложений. Конечно, я делала ошибки как любой руководитель, были потери, но все равно я знала, что рано или поздно люди заметят: у меня особенные платья, не такие как в других салонах. Помню, как в 2017-м году на свадебной выставке я, если можно так сказать, навела много шума – затмила других участников блеском кристаллов на платьях, люксовыми тканями и разнообразием дизайнов. А как восхищались посетители выставки! Но это было только начало.
– А дальше как развивалась ваша бизнес-идея?
– Дальше было принято быстрое решение заехать в «Мир моды», где и без того существовала огромная конкуренция, около 20 салонов на одном этаже. У меня тогда все средства были вложены в товар, и почти ничего в рекламу. Отрезок времени для работы отводился совсем небольшой с 11 утра и до 16 часов дня. В будние дни посетителей почти не было, и продаж соответственно тоже. Вот тогда я решила съехать из торгового центра и больше времени выделить на саморазвитие и обучение. Хотелось двигаться вперёд, такой уж у меня характер.
– В каком направлении сделали следующий шаг?
– Не хватало навыков для самостоятельного пошива платьев. Поиски качественного обучения меня привели в Италию, не зря говорят, что все дороги ведут в Рим. Ради этого курса я даже изучила итальянский язык. Это был очень интересный опыт и знакомства. Там я научилась создавать платья прямо на манекене без каких-либо выкроек, мне никогда не нравилось заниматься выкройками. А также овладела техниками вышивки высокой моды. Там меня отучили бояться резать ткань. Теперь легко и смело работаю даже с дорогостоящим материалом. Вернувшись на родину, в Беларусь, я занялась созданием своей первой коллекции под руководством куратора Елены, у которой проходила обучение на курсе «дизайн коллекций».
На выпускном экзамене курса нужно было представить уже отшитую коллекцию на показе во Дворце Искусств в картинной галерее. Это было так волнительно! Коллекция получилась очень яркой с анималистическими принтами, с аппликацией из натуральной кожи разных цветов, из перьев и шнуров, расшита бисером. К слову сказать, у меня всегда в гардеробе были яркие вещи – с принтами зебры, змеи, жирафа, леопарда и тигра. Большое влияние на формирование моего вкуса оказали Роберто Кавалли, Дольче Габбана, поэтому не удивительно, что моя первая коллекция оказалось этнической.
– А что вас вдохновило на создание такой неожиданной коллекции?
– На самом деле вдохновили люди и их обычаи, точнее африканские племена в долине реки Омо в Эфиопии. Поэтому и коллекция носит это название по праву. Народы там удивительные, девушки растягивают себе губу, чтобы вставить туда огромную тарелку, что считается очень красивым.
– Коллекция принесла успех?
– На конкурсе дизайнеров в 2019-ом году в Болгарии на благотворительном фестивале музыки и моды «Alexandra princess angel» я получила диплом за первое место и золотую медаль. Вообще было удивительно привезти оттуда 3 диплома, три медали и благодарность за креатив и блистательное выступление. Я ведь ещё участвовала и как вокалист-любитель. Соревноваться неожиданно пришлось с профессионалами в моей возрастной группе. Это бесценный опыт, которым я очень дорожу. Мне даже до сих пор не верится, что в номинации «Мировой хит» мне присвоили также первое место. Я всегда считала, что костюмы для артиста – это 90 процентов его успеха. Поэтому для своего выступления пошила их сама. И в течение номера, за три минуты, мне удалось сменить три костюма прямо на сцене и при этом петь «живым» голосом. Никто такого не ожидал! Я тогда исполняла песню на четырех разных языках. Наверное, креативный подход и сыграл свою роль, что немаловажно. К третьей номинации я почти не готовилась, времени совсем не было. О конкурсе узнала всего за две недели. Песню выбрала грустную, да и трудно было соревноваться с профессионалами. От волнения не спала двое суток, ещё и приболела, поэтому и результат был не таким, как хотелось. Но главное то, что получила удовольствие, исполняя песню любимого артиста Филиппа Киркорова с его разрешения, под его оригинальное музыкальное сопровождение, да ещё и в той же тональности! В жюри присутствовало 10 заслуженных деятелей искусств из разных стран, а председателем был строгий Бедрос Киркоров. Это была очень большая честь принимать участие в его мастер-классе и в фестивале в целом.
– Как вам приходят идеи для создания коллекций?
– Обычно дизайнеры «мучают» бумагу, а уже потом у них рождаются идеи, и они начинают подбирать ткани. У меня же всё происходит наоборот: я сначала вижу ткани, принты – и у меня от восторга рождаются образы. То есть, я сразу понимаю и могу представить в мыслях, какие платья можно пошить из той или иной ткани. Поэтому мне не нужно черпать вдохновение, тренируя насмотренность, как это делают другие.
– Как думаете, откуда у вас такое острое чувство ткани?
– Наверное, повторюсь, сказав, что люблю яркие вещи. Они будоражат мое сознание. Люблю трогать каждую ткань. Она должна быть приятной на ощупь и вызывать всплеск эмоций, иногда даже эйфорию.
– Что вдохновило на вторую коллекцию?
– Путешествия по Италии. Я вообще много путешествовала, знакомилась с культурой разных стран, привозила красивые ткани из всех уголков мира, это было очень увлекательно. Мне нравились восточные страны, но Италия никого не оставляет равнодушным, она и послужила вдохновением. В декабре, когда на родине холодно, в Италии выходишь в лёгкой куртке на улицу и вдыхаешь аромат мандариновых деревьев, которые и без того радуют глаз и поднимают настроение. Хочется жить, петь и творить. Архитектура Италии привнесла идею повторить четырехлистник декора зданий и дополнить коллекцию моих платьев украшениями. Принты Рима, Ватикана, Венеции и Пизанская башня никого не оставляют равнодушным.
– Вы участвуете в модных показах, продвигая свои коллекции. Что вам дает этот опыт?
– Новые знакомства, из которых я узнавала, как другие дизайнеры продвигают свой бренд и повышают узнаваемость. Тематические выставки тоже сыграли немалую роль. Я много раз посещала выставки в Арабских Эмиратах, где можно было рассмотреть вышивку высокой моды близко и из насмотренности выставочных экспонатов спрогнозировать модные тренды лет на 5-7 вперед.
Я участвую каждый год в Fashion line в Гродно, в мероприятиях города Гомеля, в Winter cristmas Show в Минске и Eclipse fashion week в Москве. Приглашали меня на показ с первой коллекцией за получением награды в Болгарию, но не получилось поехать. В планах поехать со второй. Судьба часто сводит с артистами. Например, в Москве на Неделе моды мое платье понравилось Кате Лель. Она была приглашенным гостем, но пришлось ей отказать в пошиве, так как у меня было полное выгорание на тот момент, и нужно было время на восстановление жизненных сил. Я ведь все платья шью сама, никому не делегирую работу. Я не просто эстет, а перфекционист во всем. От других ожидаю результата такого же, как от себя, но не все умеют делать работу хорошо и идеально. Я стремлюсь к высокому качеству, поэтому шью не для масс-маркета, а для ценителей красоты и уникальности, шью для тех, кто не боится экспериментировать с одеждой и внешностью. Конечно, если бы артисты не за пиар, а финансово поддерживали работу дизайнеров, то им бы не приходилось работать на износ, да еще и в одиночку, чтобы снова закупить ткани и фурнитуру к сезону и успеть отшить новые коллекции для показов. Иногда хочется остановиться, сделать что-то красивое для души, полюбоваться этим, но на это просто не хватает времени.
– Какие видите препятствия для развития в сфере моды в нашей стране?
– Препятствия только в нашей голове. Есть возможности, особенно с развитием интернета теперь вообще границ нет в общении и продвижении своего бренда. Поступают предложения пошить платья для красавиц-участниц международных конкурсов красоты. Это интересно. Подумаю об этом.
Есть, конечно, люди, которые мешают развиваться, жадничают, не буду скрывать. Вот модельные агентства, к примеру, организаторы мероприятий, не все, конечно, но в нашей стране многие, используют дизайнеров и моделей с целью заработать себе в один карман, ни с кем не собираясь делиться. Поражает их неприкрытая наглость, когда они даже забывают указать на фото, кто дизайнер коллекции, выдавая это как свой успех. Я за то, чтобы в бизнесе была честность и прозрачность. Заработал сам – дай возможность заработать и другому, особенно если он привлекает финансовую составляющую мероприятия. Важно относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Иногда мне кажется, что уже пришло время открывать свою школу моделей, потому как часто сталкиваюсь с тем, что люди обучаются моделингу по 6 месяцев, а результат обучения просто отсутствует…
– Что посоветуете дизайнерам, которые в самом начале пути?
– Не бояться быстро принимать решения, идти и делать, не взвешивая все «за» и «против», вкладывать в своё развитие.
– Чем ваш бренд SHAMS выделяет вас среди остальных?
– Он транслирует красоту, эстетику, стиль, элегантность, женственность, смелость. Смелость не бояться быть собой, выделяться в серой толпе и экспериментировать с яркими образами.
– Что необходимо, чтобы добиться успеха, если нет конкретного бизнес-плана?
– Определённо нужна смелость и решительность, финансовые вложения, но если их нет, то нужно применить фантазию. Постоянное совершенствование навыков, обучение новому, изучение иностранных языков для коммуникации тоже не будет лишним. К примеру, я изучила четыре иностранных языка и не останавливаюсь на достигнутом. Тот, кто не может выучить даже английский, у того нет мотивации к успеху, вряд ли сможет достигнуть высот. Это можно отнести к любой сфере.
– Над какими проектами сейчас работаете?
– Разрабатываю коллекцию свадебных элегантных платьев. Скоро предстоит участие в показе на выставке мусульманских платьев, уже готовлюсь. Также есть много задумок и интересных предложений о сотрудничестве, к примеру, участие в стилизации тематических фотосессий и многое другое. Чтобы всё успевать, нужно уметь планировать, но не всегда получается. Бывают случаи, когда в одиннадцать вечера звонит заказчица и кричит в слезах: «Спасите, завтра свадьба, а платье мало на 2 размера и не застегивается!» Спасаю, конечно, и в таких ситуациях.
– Какими качествами должен обладать руководитель бизнеса?
-Упорством, трудолюбием, вниманием, уверенностью в успехе. Важно придерживаться честности, в первую очередь, по отношению к самому себе: контролировать, чтобы заказ выполнялся идеально. Необходимо быть честным и по отношению к заказчикам: соблюдать сроки и условия договора. Конечно, нужно обладать перфекционизмом, чтобы выйти на новый уровень качества и оставить конкурентов позади.
Ольга Косякова
Фото из архива дизайнера