По своей сути коллаборация в бизнесе — это процесс, когда стороны работают вместе для достижения общей цели. Такое партнерство может включать в себя обмен ресурсами, знаниями, опытом и технологиями для достижения результатов, которые не могли бы быть достигнуты самостоятельно. Портал PRODELO.BY изучил виды коллаборации, её преимущества и риски, критерии выбора партнера и другие нюансы такого сотрудничества.
Коллаборация может принимать различные формы, в том числе стратегического альянса. Это партнерство, направленное на достижение долгосрочных целей. Компании зачастую остаются независимыми, но используют общие ресурсы, например, совместные маркетинговые инициативы.
Ещё одна распространённая форма коллаборации – совместные предприятия. В этом случае компании создают новое СП, объединяя ресурсы для реализации конкретного проекта, разделяя риски и прибыль.
Нередко коллаборация заключается в совместной разработке продуктов или услуг для эффективного удовлетворения потребностей рынка.
В чём преимущества?
Повышение инновационности продукта. Практика, когда компания занимается этим вопросом в одиночку, постепенно уходит в прошлое. Все чаще бизнес ищет партнеров по инновационной деятельности среди стартапов, фирм, работающих в смежных областях, некоммерческих организации. Объединение опыта помогает в создании более инновационных продуктов и решений.
Экономическая эффективность. Совместное использование ресурсов позволяет сократить расходы, связанные с исследованиями и разработками, маркетингом и производством.
Расширение рынка. Сотрудничество с другой компанией может открыть двери на новые рынки и базы клиентов.
Более эффективное решение проблем. Разнородные команды привносят различный опыт, что позволяет лучше решать проблемы и находить более надежные решения.
Риски меньше. Сотрудничество позволяет распределить финансовые и операционные риски, делая новые предприятия более управляемыми.
Как выбрать партнера для коллаборации?
Выбор правильного партнера имеет решающее значение для успеха сотрудничества. Необходимо учитывать следующие критерии:
Взаимодополняющие сильные стороны. Ищите партнеров, которые обладают навыками и ресурсами, дополняющими ваши собственные.
Репутация. Убедитесь, что потенциальные партнеры имеют положительную репутацию в отрасли, стабильны и надёжны. Для этого, например, можно изучить сведения о правовом статусе и финансово-хозяйственной деятельности компании на сайте МНС.
Уровень приверженности. Оцените готовность и способность партнера вкладывать в совместный проект ресурсы и усилия. Все участники должны разделять схожие цели и корпоративные ценности для плодотворного партнерства.
Какие риски несёт в себе коллаборация и как их минимизировать?
Несмотря на то, что коллаборация как форма сотрудничество может быть очень полезной, необходимо учитывать определенные риски и уметь ими управлять:
Несовпадение целей. Если интересы компаний начинают расходится, это может привести к напряжённости и разладу в бизнес-процессах. Чтобы этого избежать нужно выстроить с партнёром регулярную коммуникацию. Постановка четких целей, как правило, помогает избежать рассогласованности в целях и действиях.
Потеря контроля. Любое сотрудничество подразумевает совместное принятие решений. Если вы опасаетесь упустить контроль за какими-то моментами, примите превентивные меры. Создайте четкую структуру управления, чтобы определить роли и обязанности.
Истощение ресурсов. Коллаборация, особенно, если речь идёт об амбициозных проектах, может потребовать значительных затрат времени и финансов. Проводите периодические ревизии, сверяйте текущие показатели с прогнозными, чтобы эффективно управлять ресурсами.
Вопросы интеллектуальной собственности. Заключите с партнёрами соответствующие соглашения и четко пропишите в нем все моменты с правами собственности на идеи и продукты.
Кейсы: подборка историй успеха и не очень
Коллаборация в бизнесе открывает широкие возможности для компаний, готовых делиться ресурсами и опытом. Впрочем, в разных отраслях есть примеры как успешного, так и неудачного сотрудничества.
Так, попытку слияния двух других мощных автомобильных компаний Daimler и Chrysler, называют одним из крупнейших провалов в бизнесе. Коллаборация немецкого Daimler и американского Chrysler провалилась из-за отсутствия стратегической согласованности и значительных противоречий практически во всех сферах, начиная от начисления зарплат до организации производства.
А вот германская Bayerische Motoren Werke AG и японская Toyota давно сотрудничают в разработке водородных топливных элементов и легких компонентов. Автомобильные гиганты объединили свои ресурсы для исследований и разработок, чтобы продвинуть устойчивое развитие в автомобильной промышленности. Недавно компании заявили, что будут вместе разрабатывать электромобили на водороде.
Позитивные примеры есть и в других отраслях. Так, еще в 1994 году объединились Starbucks и PepsiCo. Созданное ими совместное предприятие, Североамериканское кофейное партнерство, уже три десятка лет успешно занимается разработкой и распространением готового к употреблению кофе.