Гонка между двумя самыми богатыми людьми мира, Илоном Маском и Мукешем Амбани, обострилась, поскольку они готовятся сразиться на индийском рынке спутниковой широкополосной связи, сообщает BBC.
После того, как правительство Индии объявило на прошлой неделе, что спутниковый спектр для широкополосной связи будет распределяться в административном порядке, а не на аукционе, эта битва только разгорелась.
Маск ранее раскритиковал модель аукциона, которую поддерживает Амбани.
Спутниковая широкополосная связь обеспечивает доступ в Интернет в любой точке зоны покрытия спутника. Это делает его надежным вариантом для отдаленных или сельских районов, где традиционные услуги, такие как DSL (соединение, использующее телефонные линии для передачи данных) или кабель, недоступны.
Регулятор телекоммуникаций Индии еще не объявил цены на коммерческие услуги спутникового Интернета. Однако, по данным кредитно-рейтингового агентства ICRA, к 2025 году число подписчиков спутникового Интернета в Индии достигнет двух миллионов.
В свою очередь, аналитики отмечают, что индийский рынок конкурентный, на нем действуют около шести ключевых игроков, возглавляемых компанией Reliance Jio Амбани. Вложив миллиарды долларов в телевещание, для того чтобы доминировать в телекоммуникационном секторе, Jio теперь стала партнером базирующейся в Люксембурге компании SES Astra, ведущего спутникового оператора.
В отличие от Starlink Маска, который использует спутники на низкой околоземной орбите (LEO), расположенные на расстоянии от 160 до 1000 км от поверхности Земли для более быстрого обслуживания, SES использует спутники на средней околоземной орбите (MEO) на гораздо большей высоте, предлагая более экономичную систему. Starlink имеет 6419 спутников на орбите и четыре миллиона подписчиков в 100 странах. Он намеревался запустить услуги в Индии с 2021 года, но нормативные препятствия привели к задержкам. Если его компания придет в Индию, это усилит позиции премьер-министра Нарендры Моди по привлечению иностранных инвестиций, отмечают эксперты. Это также поможет правительству улучшить свой имидж как ориентированного на бизнес, противодействуя заявлениям о том, что его политика благоприятствует ведущим индийским бизнесменам, таким как Амбани.
Спутниковая связь обычно не распределяется на аукционе, поскольку связанные с этим затраты могут повлиять на финансовое обоснование или инвестиции в бизнес, говорит Гарет Оуэн, технологический аналитик Counterpoint Research. Напротив, административное распределение обеспечит справедливое распределение между «квалифицированными» игроками, давая Starlink шанс принять участие в гонке.
Но Амбани заявляет, что аукцион необходим для обеспечения честной конкуренции, учитывая отсутствие в Индии четких юридических положений о том, как услуги спутниковой широкополосной связи могут предлагаться непосредственно людям.
Сопротивление Амбани методу административного ценообразования может быть обусловлено его стратегическим преимуществом. Магнат может быть «готов перебить ставку Маска», используя аукцион, чтобы потенциально исключить Starlink с индийского рынка.
Но не только Амбани поддержал проведение аукциона.
Сунил Миттал, председатель Bharti Airtel, заявил, что компании, стремящиеся обслуживать клиентов высокого класса, должны «получать телекоммуникационные лицензии, как и все остальные». Миттал – второй по величине оператор беспроводной связи Индии – вместе с Амбани контролирует 80% телекоммуникационного рынка страны.
На кону, очевидно, стоят перспективы огромного индийского рынка. По данным консалтинговой компании EY-Parthenon, почти 40% из 1,4 миллиарда жителей Индии до сих пор не имеют доступа к Интернету, причем большая часть из них приходится на сельские районы. Для сравнения: по данным DataReportal, который отслеживает глобальные онлайн-тенденции, в Китае проживает почти 1,09 миллиарда интернет-пользователей, что почти на 340 миллионов больше, чем в Индии, где насчитывается 751 миллион. Уровень внедрения Интернета в Индии по-прежнему отстает от среднего мирового показателя в 66,2%, но недавние исследования показывают, что страна сокращает этот разрыв.