Говорят, что талантливые люди талантливы во всём, но относится ли это к ведению бизнеса? Как из танцора и создателя концертных костюмов стать востребованным ювелиром? PRODELO подготовил большое интервью с Павлом Ярмолинским о том, насколько сложно создавать бизнес с нуля и развивать свой личный бренд, тонкостях ремесла и самых интересных моментах из жизни ювелира, о которых вы даже не догадывались.
В первой части нашего интервью герой рассказал о том, как пришёл в свою профессию, о сложностях в выстраивании бизнеса, формировании команды и стартовом капитале, а также о том, почему «раскрутка» личного бренда и изучение своей аудитории важны в любом бизнесе. Также мы узнали, сколько необходимо средств, чтобы укомплектовать ювелирную мастерскую.
Вторая часть интервью с Павлом посвящена рассказам о тонкостях его ремесла, рискам и сложностям в работе ювелира над очень дорогими изделиями, мировым трендам и тому, что сегодня выбирают белорусы в качестве украшений на заказ.
– Чаще всего люди к вам приходят уже с готовыми дизайнами для примера, референсами?
– Когда появился Pinterest, люди для себя его открыли и все стало понятно. Работу по поиску украшений многие проводят дома. Но могу сказать, что 50% клиентов отталкиваются от моего портфолио. Есть те, с кем отталкиваемся от тематических пожеланий, например, говорят: «Хочу, чтобы здесь были грибы, здесь луна, какие-то символы, все это в дыму, тут подчернить», тогда мы с ними делаем 3D-макет, согласовываем на каждом этапе и дальше по плану изготовления держим связь. Кто-то отталкивается от камней, приносят свой камень, и мы уже строим работу под него. Кто-то отталкивается от цвета, кто-то от бюджета. Все корректируется. Важно понимать, что везде есть свои нюансы. Бывает так, что девочка видит, как блестит кольцо с алмазной нарезкой, но она находится «в положении», и я говорю: «Вы это кольцо не сможете потом ни уменьшить, ни увеличить. После декрета может измениться палец, и вы это кольцо просто оставите». Здесь важно предупредить, перенаправить человека на модель, которая будет не только красивой, но и удобной в носке.
– Какие камни чаще всего выбирают в качестве вставки?
– Как говорится, лучшие друзья девушек…(смеется). Но тут надо понимать, что вся наша деятельность регулируется Министерством финансов. Бриллианты у нас в стране продавать не имеет право никто кроме банков, либо магазины, но уже в виде ювелирных украшений. Поэтому с бриллиантами всё сложно. Если клиенту нужно найти бриллиант, то они ищут сами по банкам и т.д.
Сейчас появились аналоги: синтетические бриллианты, которые выращивают в лаборатории, берут за основу неграненое сырье, алмаз, и на его базе на специальном оборудовании наращивается сам кристалл. И дальше происходит вся та же огранка, оценка камня. По изначальному сырью и своим физическим характеристикам они практически не отличаются. Отличаются в разы по цене. Зачастую люди делают выбор в их пользу.
– А как же инвестирование? Многие выбирают натуральные камни именно с этой целью.
– Многие клиенты хотят бриллиант, потому что это инвестиция своего рода. Но если брать камни до 6 тысяч долларов, то увы, это не является инвестицией. У нас в принципе в Беларуси нет рынка камней. И все камни, которые есть у вас в украшениях, если наступит «чёрный день», то вы никуда не сможете их деть. Это просто камни, которые останутся с вами. Или же какой-нибудь ломбард заберёт их не учитывая стоимость или вовсе выбьет их (из изделия, – прим.ред.) и оставит вам.
– Куда можно деть потом эти камни?
– Вопрос хороший. Если у вас есть идеи переделки кольца или любого другого украшения, вы можете их туда закрепить. Но, а так, эти камни просто остаются у вас. Продать их не получится. Поэтому это не инвестиционная вещь, если речь не идет о крупных камнях, когда есть в этом смысл. Я направляю людей на синтетический материал, если им хочется бриллиант. Многие понимают это. В случае если: «Хочу, чтобы блестело», то это обычные фианиты. В дальнейшем я предлагаю своим клиентам услугу: позже поменять камни классом повыше. Так и делает один мой клиент, на годовщину свадьбы ставит в кольцо жены ещё один бриллиант в качестве подарка.
– То есть заказчики приходят к вам уже с камнями для своих изделий?
– Есть камни первой категории: бриллиант, изумруд, рубин, сапфир, продажа которых регулируется законодательством. Продавать их не имеет права никто. Такие камни заказчики ищут самостоятельно и приносят на закрепку ко мне. Кто-то приезжает из-за границы сразу с камнями, кто-то идет в банк, но в банке можно купить только бриллианты.
«Руки немного потрясывались». О рисках и сложностях в работе над очень дорогими изделиями
– Какой самый дорогой заказ у вас был?
– Это было помолвочное кольцо с большим камнем. Заказчик нашел камень стоимостью 5 тысяч долларов. Была также россыпь бриллиантов. Все это выходило под 10 тысяч долларов. Такое королевское кольцо.
– Не страшно работать с такими дорогими материалами?
– Сложно было его делать, когда понимал, что несу ответственность за закрепку. Риски ювелира заключаются в том, что если плохо закрепить камень и в течение полугода-года он выпадет, то нужно нести ответственность и восстанавливать его, покупать за свой счет и крепить его самому. Так что, когда я крепил этот камень, руки немного потрясывались. Поэтому в ювелирной практике есть дополнительная стоимость в закрепке драгоценных камней (+10% от стоимости камня к стоимости изготовления изделия). Это как раз обусловлено рисками, которые я несу при работе с вашим камнем.
– А какая самая технически сложная работа была у вас? С чем интересным, но в то же время трудным столкнулись за время работы?
– Это был крест. На меня вышли ребята, которые занимаются восстановлением храмов. Им нужен был требный крест, используемый священником при совершении отпеваний и крещений, посещения больных дома или в больницах, всех такого рода ритуальных моментов. Для «ювелирки» это было довольно крупное изделие – 30 см в высоту.
Там были сложными технические нюансы. Учитывая, что это изделие было не выставочным, а должно было использоваться постоянно, оно должно было быть прочным, надежным. Плюс, там использовались не совсем обычные материалы: дерево, латунь, серебро, камни, жемчуг. Это нужно было как-то вместе совместить, потому что паять это с деревом и жемчугом было нельзя. Там использовались уже другие операции: штифтование, резьба.
По сборке и по процессу продумывания того, как это сделать, это была самая тяжелая работа, которую я делал несколько месяцев. Она была невыгодной с точки зрения инвестиций, с точки зрения заработка для меня, но это был вызов самому себе, смогу ли я это сделать. Второе: я называю эту работу «плевок в вечность», потому что мои обручальные кольца или любые другие изделия по сути проживут максимум несколько поколений: может быть, дети-внуки поносят эти изделия и потом это сдастся в переплавку, а этот крест, возможно, проживет чуть больше. Поэтому этот крест для меня стал самой сложной и самой трепетной работой.
«Не обязательно использовать золото». О мировых трендах в ювелирном деле
– Как вы относитесь к тому, что с недавних пор некоторые мастера начали вставлять драгоценные камни в серебро?
– Есть некоторые физические моменты, которые надо учитывать в этом вопросе. И речь не про аллергию. Если брать серебро, то оно просто мягче золота. И в зависимости от вида закрепки, если крепить бриллиант в не очень надежную закрепку, которая может красиво выглядеть, но не является надежной, высока вероятность, что вы просто потеряете свой камень. То есть это одно из ограничений. Дальше всё уже ориентируется на эстетику и художественный замысел. Не такого, что какой-то материал хуже или лучше. Если художник задумал и увидел именно в такой цветовой гамме изделие с такими камнями, то почему бы и нет? Всему имеет место быть. Кто-то может и в латунь, и в медь закрепить (камни, – прим.ред).
«Ювелирка» может быть различных направлений. Если брать супербрендовые украшения, то в них может быть использован и алюминий, и титан, и дерево, и кости, и рога. Последние лет 10-15 в Европе и Азии используют не только драгоценные материалы. Акценты делаются на качество и сложность изготовления. Есть топовые ювелиры, которые выставляются на закрытых выставках, аукционах, так у них золота в изделиях может и не быть. Это может быть чистый титан. Художник использует этот материал, потому что у него, например, красивые цвета при оксидировании или анодировании, которые ни одно золото не может дать. Поэтому у меня никаких предрассудков по этому поводу нет, если человек задумал так, то пожалуйста, я только «за».
– В Беларуси, кажется, пока только начинают набирать популярность такие изделия…
– Надо понимать, что подавляющее большинство вообще предпочитают красное золото (ещё его называют розовое), которое более привычно для наших широт. Но сейчас акценты больше идут на индивидуальные кольца, модели. Если раньше это были всегда классические модели, то теперь люди выбирают что-то иное. Здесь немного и мой вклад есть, потому что я пытаюсь, ведя свой рабочий аккаунт, аудитории рассказывать про то, что вообще такое золото, некоторые нюансы про пробу, камни, как это можно комбинировать, показываю какие-либо модели, публикую новости из мира «ювелирки».
– Можно ли сказать, что вы участвуете в формировании так называемых трендов в ювелирной сфере?
– Я скорее пытаюсь рассказать людям про это, расширять их кругозор, даю понять, что всё не ограничивается выбором в магазинах, и что я могу воплотить любую их ювелирную идею.
«Если наступит тяжелое время, всегда можно отнести и заложить свой палец в ломбард»
– Работа руками почти всегда может привести к травмам. С чем чаще всего сталкиваются ювелиры?
– Травмы происходят часто, они чаще всего мелкие. Где-то вколол себе в палец какой-то инструмент, порезался, обжёгся. Пальцы ювелира, как у гитариста (смеется). На месте всегда рядом должна быть аптечка, всё против ожогов, порезов сколов и прочего.
Мне как-то рассказали историю о мужчине, который работал на небезызвестном белорусском предприятии закрепщиком (то есть его задачей было только крепить камни). Инструмент, который крепит камни – иголочка, на конце обратный радиус. Часто бывает, что иголочка срывается, а изделие ты держишь практически в руках, и оно часто попадает в палец. Спустя лет 20 своей работы у мастера заболел палец, он пошел на рентген, на снимке было видно, что весь палец был усыпан мелкими крупинками золота. Вышло так, что инструмент, срываясь, вгонял ему в кожу золото, кожа не гноилась, потому что это гипоаллергенный сплав. С него долго смеялись и говорили, что если наступят тяжелые времена, то он всегда сможет отнести и заложить свой палец в ломбард.
Бывали у коллег и более серьезные случаи. Есть оборудование, которое работает на высоких скоростях, и часто может так случиться, что зацепится какое-то изделие, например, цепь. На высоких оборотах бывало так, что мастеру отрезало палец, либо снимало слой кожи. Техника безопасности в любой мастерской должна быть на первом месте.
«Акела промахнулся». О самом курьезном случае в ювелирной практике
– Я называю это «Акела промахнулся». Возможно, будет некрасиво звучать, но это правда жизни. Есть пары, в которых у девушек пальцы крупнее, чем у парней. Были среди заказчиков у меня такие ребята. Девушка занималась каким-то силовым направлением в спорте и у неё довольно крупные руки. При оформлении заказа я записал размеры и получилось так, что женское кольцо оказалось больше, чем мужское.
В процессе самой работы я смотрю на квитанцию с информацией про заказ, вижу, что в женское кольцо нужно вставить камни. И тут я на автомате вставляю камни в кольцо меньшего размера…Ребята приходят забирать кольца, смотрят и такие: «Да, все замечательно, но почему в мужском кольце камни стоят?». Понятное дело, я переделал все это, и ребята остались довольны. Вот такие моменты бывают, но это очень редко, конечно. Но это в любой профессии бывает.
– А что делать тем, у кого изменился размер пальца после 20 лет брака? Кольцо стало маленьким, а «раскатывать» его уже некуда?
– Всегда есть вариант переделать полностью. Если позволяет толщина кольца, то всегда можно чуть-чуть «подраскатать», если толщина не позволяет, то всегда можно сделать вставку. Почему я люблю работать с драгоценными металлами? Потому что они прощают ошибки. Это не камень, не дерево, всегда можно сделать новое.
В случае с кольцами, которые дороги, как память, всегда можно увеличить, добавить кусочек золота, как-нибудь вывернуться. Любое украшение можно изменить.
Современные технологии позволяют использовать лазер, чтобы не прогревать всё украшение. Подход можно найти абсолютно к любому случаю.
«Делиться опытом и информацией – мой икигаи». О планах на будущее
– Павел, какие планы строите на ближайшее будущее? Чего не хватает, на что нужно сделать упор?
– На данный момент я нахожусь в поиске места под мастерскую. Я провел анализ конкурентов и понял, что по Беларуси их около 70. Если брать основных, по моему мнению, то их около 10. Мы покатались, посмотрели на них, изучили сайты, методы продвижения бренда. Я понял, что их подход мне не во всём близок. Сейчас я хочу найти место под мастерскую, которая будет отличаться от того, что представлено на нашем рынке. Зачастую это всегда маленькие помещения, где клиент заходит в какую-то клетку. Понятно, что законом регламентируются вопросы касательно безопасности, но это не значит, что человек должен чувствовать себя некомфортно, приходя к мастеру, где он хочет сделать что-то уникальное.
Мне хотелось бы выделить большое пространство под общение с клиентом, чтобы это было комфортно, чтобы человек мог расслабиться, выпить чашечку кофе. Кроме того, должна быть удобная парковка. Поиск подходящего места – основная проблема.
Вторая сложность – поиск команды. Моя команда, которая сегодня работает со мной, направлена на социальные моменты, а учитывая, что мой вид деятельности регулируется законодательством нашей страны, мне нужны узконаправленные специалисты. Это бухгалтер по учету драгметалла, хороший приёмщик металла. То есть, это команда, место под мастерскую, и первоначальные инвестиции. Помимо инструмента, наше государство обязывает устанавливать охрану, сейфы пятой категории. Ежемесячные платежи практически выходят в Х2 за счёт этих требований. Это накладывает определенные ограничения на развитие.
Я хочу сделать мастер-классы, где ребята будут иметь возможность сделать самостоятельно свои обручальные кольца. Такое есть в России, в Европе, но в Беларуси пока нет. Поэтому хочется к этому прийти. У меня есть потребность в обучении, мне это нравится. Один из моих смыслов жизни, как говорят японцы – икигаи – это распространять информацию, делиться ей. Поэтому это моя потребность, и я счастлив, что в моей работе я могу это осуществлять, и это один из планов на будущее.
Это будут сначала мастер-классы, а дальше нужно смотреть, будет ли это выгодно финансово и эмоционально. Потому что, отдавая часть своей энергии, ты получаешь обратно взамен от ребят, но бывает, что её тебе не хватает. «Ювелирка» замечательна тем, что я вижу эти эмоции. Чего мне не хватало в танцах? Сейчас, занимаясь своим делом, я вижу результат своей деятельности, я могу его потрогать. Как творец, я удовлетворен.
– Что посоветуете коллегам «по цеху»?
– Основная трудность – поиск клиентов. В нашу эру информационных технологий и кликбейтного мышления надо понимать, что, если ты хочешь развиваться, как специалист, тебе в любом случае придется уделять большую часть времени и внимания соцсетям. Без этого никак. И если ты человек, которому не нравится мелькать перед камерой, и ты чувствуешь себя некомфортно, то надо делать акцент на качественные фотографии, подходы, смысловые нагрузки в своих изделиях.
Для начинающих мастеров совет: не терять энтузиазм, потому что многие приходят в «ювелирку» и остаются на каком-то этапе, когда они не делают что-то новое, а ждут просто новых заказов. Также необходимо не забывать обучаться.
Пожелание ко всем ювелирам, даже просьба, крик души: нужно работать над тем, чтобы сделать какое-то общее комьюнити. Одна из моих идей – к следующему Дню ювелира собрать в каком-нибудь месте всех ювелиров и познакомиться, создать хотя бы чат для обмена информации. Сейчас это основывается лишь на общении со знакомыми и в ходе пересечения на закупках материалов или инструментов. Если мы создадим что-то подобное, нам проще будет даже представлять себя и свои интересы перед Министерством финансов. Я желаю сил и вдохновения всем!
У Павла было пожелание и к себе: не теряться в заказах по готовым референсам, а пытаться делать дальше свои коллекции и развиваться в творческом направлении.
PRODELO, в свою очередь, уверен, что через какое-то время выпустит новое большое интервью, где можно будет узнать уже об итогах проделанной грандиозной работы ещё одного из мастеров своего дела, у которого всё так же неподдельно «горят» глаза, когда он говорит о своём любимом ремесле.
Первая часть интервью с Павлом Ярмолинским здесь.