Польша объявила о полном закрытии границы с Беларусью в связи с проведением совместных российско-белорусских военных учений «Запад-2025». Ограничения вступят в силу в ночь с 11 на 12 сентября и затронут все автомобильные и железнодорожные пункты пропуска, включая грузовые. Сроки действия меры пока не названы. По словам польских властей, граница будет открыта, когда «не будет угрозы».
Перевозчики отменяют рейсы
Уже в первые часы после заявления начались массовые отмены автобусных рейсов. Об изменениях сообщили «Минсктранс», Intercars, PlusBus, автопарк «Молодечно» и другие компании.
Речь идёт о маршрутах Минск—Варшава, Гомель—Познань, Гродно—Варшава и др. Перевозчики публикуют уведомления для пассажиров и указывают время последних рейсов 10 сентября. Некоторые компании открыли дополнительные рейсы на 10–11 сентября и обзванивают клиентов, предлагая альтернативы.
В профессиональных сообществах обсуждают варианты объезда через Литву и Латвию. Но и там есть сложности: латвийское направление осложнено обязательным анкетированием пассажиров с 1 сентября, а литовское — ограниченной пропускной способностью.
Туроператоры в ожидании
Закрытие границы вызывает серьёзные опасения у туроператоров.
Даже кратковременная остановка на польской границе приводит к транспортному коллапсу, а блокировка на несколько дней фактически парализует автобусные туры.
Среди возможных решений — маршруты через Вильнюс с пересадкой на польских перевозчиков (дороже и сложнее), транзит через Латвию с новым обязательным анкетированием, либо перенос туров, если у туристов действительные визы. В противном случае придётся открывать новые.
Позиция туриндустрии
Председатель Республиканского союза туристической индустрии (РСТИ) Филипп Гулый отметил, что ситуация с закрытием границы — часть глобальных трансформаций, с которыми бизнес сталкивается последние годы: «Мы живем уже 5 лет в мире вызовов и непредсказуемости. Надеемся, что ограничения будут временными».
Однако турбизнесу важно планировать такие риски, подчеркнул он. И добавил, что в отличие от той же авиации, автобусные туры более устойчивы: транспорт — белорусский, а возврат или перенос поездок возможен в большинстве случаев.
По его словам, для клиентов финансовые риски минимальны: деньги остаются у белорусских туркомпаний, основной вопрос связан с предоплатами зарубежным отелям и визовыми хлопотами.
Вместе с тем, эксперт прогнозирует рост интереса к менее рискованным направлениям — в российских регионах (Башкортостан, Татарстан, Кавказ, Карелия, Нижний Новгород, Марий Эл) и других дружественных странах (Баку, Тбилиси, Центральная Азия), так и
РСТИ собирает своих членов на консультацию в четверг, 11 сентября, в 10:30, чтобы обсудить ситуацию и совместные решения.