О состоянии экономики могут рассказать не только такие привычные показатели как уровень ВВП или средняя зарплата. В мире существует немало нетривиальных экономических индикаторов и индексов. В их числе популярность коротких стрижек, спрос на мужские трусы и даже количество ненужных покойников.
Индекс невостребованных покойников
Используется главным образом работниками ритуальных служб США. По их наблюдениям, чем тяжелее материальное положение граждан, тем чаще они не забирают тела умерших родственников из моргов. У людей просто нет денег на похороны. Говоря об индексе невостребованных покойников чаще всего приводят в пример Детройт. В этом городе и ещё нескольких десятках штатов США в 2009 году на фоне экономического кризиса власти были вынуждены за госсчет кремировать невостребованных покойников.
Индекс причесок
На Западе создателем этого индекса называют стилиста Стюарта Филлипса. По его наблюдениям, в период экономического кризиса женщины предпочитают носить длинные волосы, чтобы меньше ходить в парикмахерскую и экономить на частой стрижке и ежедневной укладке. Примечательно, что в Японии есть такой же индекс, но с точностью до наоборот. Длинные волосы считаются приметой экономического подъема. Считается, что во время экономического спада у дам остается меньше денег на покупку средств по уходу за длинными волосами, поэтому они стригутся коротко.
Индекс мужского нижнего белья
Экс-председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспена полагал, что о спаде в экономике говорит низкий спрос на мужские трусы. Корреспондент NPR Роберт Крулвича вспоминал, что в 2008 году, во время мирового кризиса, Гринспен раскрыл ему суть изобретенного им индекса мужского нижнего белья. По мнению чиновника, продажи мужских трусов – величина постоянная. И когда они начинают падать, это говорит, что люди начали совсем уж сильно экономить.
Есть также теория, которая связывает спрос на покупку белья определённой цветовой гаммы с положением дел на бирже. Якобы, чем хуже ситуация, тем больше спрос на бело-серо-чёрную гамму. Положительная динамика, наоборот, стимулирует всплеск продаж яркого белья. Впрочем, авторство этой теории приписывают британским экономистам, что в данном контексте звучит почти как британские учёные.
Индекс длины юбки
Появился в 20-х годах прошлого столетия благодаря диссертации экономиста Уортонской школы университета Пенсильвании Джорджа Тейлора. Он пришёл к выводу, что чем короче юбки, тем лучше дела в экономике. У женщин есть возможность покупать дорогие чулки, которые нет смысла прятать. И, наоборот, чем хуже здоровье экономики, тем длиннее юбки. Дамы покупают дешевые чулки и прячут их. Эту теорию неоднократно критиковали. Возможно, она имела место быть в 1920-е, но сейчас явно устарела.
Индекс губной помады
Lipstick Index или индекс губной помады разработал глава американской косметический компании Estee Lauder Леонард Лаудер. Он предположил, что в период кризисов женщины сокращают расходы на одежду, обувь и сумки, но чтобы побаловать себя начинают покупать больше косметики по мелочи, в частности, губную помаду, лак для ногтей или тушь для ресниц.
Индекс попкорна
Национальная ассоциация владельцев кинотеатров США посчитала количество билетов в кино, проданных в период мирового финансового кризиса 2008-2009 годов. Оказалось, этот показатель вырос более чем на 9%. Объяснение довольно простое: кино выбирают как самый дешёвый способ отвлечься от повседневных забот и тревог.