Верховная Рада Украины прекратила действие Соглашения об избежании двойного налогообложения между Беларусью и Украиной. Спросили у эксперта, к чему готовиться компаниям и гражданам двух стран и что можно сделать уже сейчас.
Какие налоги затрагивает Соглашение
Беларусь сталкивается с расторжением налогового соглашения впервые. С Украиной оно было заключено в 1993 году. В Беларуси действие документа распространяется на налог на прибыль юридических лиц, подоходный налог с граждан, налог на недвижимое имущество. В Украине — на налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, подоходный налог с граждан.
Соглашение предусматривает, что каждая из сторон имеет право прекратить его в одностороннем порядке через дипломатические каналы с помощью письменного уведомления по меньшей мере за 6 месяцев до завершения любого календарного года. В этом случае документ перестаёт действовать в отношении доходов, полученных начиная с 1 января или после 1 января того года, который идёт за годом, в котором было дано уведомление о денонсации.
К чему готовиться к бизнесу после отмены Соглашения
«После выхода одной из стран из соглашения, оно перестает действовать. Как для белорусских, так и для украинских плательщиков будут применяться национальные нормы в отношении ставки налога на доходы и прибыль иностранных юридических лиц. По общему правилу, и в Беларуси, и в Украине ставка равна 15%», — рассказала старший юрист налоговой практики ООО «Степановский, Папакуль и партнёры. Юридические услуги» Ольга Велишкевич.

Помимо этого, государства перестанут обмениваться налоговой информацией. Нормы соглашения позволяют признавать документы, выданные налоговыми органами одной страны действующими в другой стране без дополнительной легализации, то есть без апостилей и т.д. Фактически получение и предоставление справки о налоговом резидентстве теряет свою актуальность.
Таким образом, с 1 января 2023 года бизнесу предстоят не только финансовые, но и временные, документарные издержки, констатировала юрист. И Беларусь, и Украина останутся участниками многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. Но её нормы не компенсируют упрощённый порядок, предусмотренный двусторонним соглашением.
Что необходимо сделать?
«Белорусским компаниям на текущем этапе необходимо проревизировать свои контракты и сопоставить сроки платежей и сроки получения доходов, которые предполагаются к получению на территории Украины, либо уплаты платежей на её территории», — порекомендовала Ольга Велишкевич.
Если сроки получения дохода с территории Украины или сроки уплаты по приблизительным расчётам приходятся на то время, когда уже не будет действовать соглашение, т.е. с 1 января 2023 года, то соответственно нужно готовиться к взиманию налога на территории обоих государств, то есть к двойному налогообложению. А ещё встает вопрос исполнения обязательств контрагентов по валютным договорам по отношению друг к другу, отметила эксперт.
В белорусском законе о валютном регулировании оговорен порядок репатриации валютной выручки. Для контроля её поступления в случае, когда нерезидент удерживает из суммы, которую перечисляет резиденту Беларуси, налоги, это должно иметь документальное подтверждение. Белорусское юрлицо должно получить от нерезидента соответствующие документы, чтобы показать, что этот налог был уплачен на территории иностранного государства. В валютном контракте между сторонами следует указать порядок получения подтверждения уплаты налога на территории иностранного государства с учетом получения справки в иностранном налоговом органе.
В условиях отмены обмена налоговой информацией между Беларусью и Украиной, компаниям придётся делать легализацию справки о налоговом резидентстве, чтобы она действовал на территории другого государства. Если это страны Гаагской конвенции (как в случае с Украиной), то понадобится дополнительно проставить апостиль. Для остальных стран вообще нужна двойная, двухэтапная легализация.
Что делать, если компании для целей валютного регулирования не подтвердили факт уплаты налога в другой стране? По словам эксперта, такое бывает редко, например, если выданные иностранным государством документы вызывают сомнения, но лучше быть готовым к применению административной ответственности за необеспечение поступления валютной выручки на территорию Республики Беларусь.
Что касается налогообложения, то после отмены действия Соглашения сумма уплаченного, но не подтвержденного налога на территории иностранного государства для целей уплаты налога на прибыль в Беларуси не будет учитываться.
Соответственно, в условиях отсутствия действующего Соглашения с одной суммы выручки придется заплатить налог в двух странах.
После прекращения действия Соглашения ко всем доходам резидентов Республики Беларусь, полученных из источников в Украине, будет применена общая ставка налогообложения – 15%, установленная Налоговым кодексом.
Это касается также дивидендов и процентов, по которым ранее было предусмотрено взимание подоходного налога в размере 10% как в стране источника доходов, так и в стране постоянного местопребывания получателя таких доходов.
Также подразумевается «недопущение потерь бюджета Украины из-за зачисления налога, уплаченного в Беларуси резидентами Украины, осуществляющими там деятельность» и «освобождение Украины от взятых на себя обязательств по обмену информацией с Республикой Беларусь по налоговым вопросам».
Как писал портал «ПроДело», Верховная Рада Украины прекратила действие Соглашения об избежании двойного налогообложения между Беларусью и Украиной.